Проклятие (ла’на) означает отдалять, прогонять. Если проклятие от Аллаха, это означает отвернуться от добра, подвергнуться гонениям, а если оно произносится человеком, это означает плохое пожелание [1].

Ибн Хаджар сказал: «Проклятие – это злое желание, которое отдаляет человека от милости Аллаха»[2].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что проклятие – это плохой поступок и чуждо истинно верующему, и приказал избегать его. Сподвижник Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда человек произносит проклятие, оно поднимается к небу, и двери неба закрываются от него, тогда оно опускается на землю, и земля закрывается от него, оно ищет способ убежать, но не может. Тогда оно переходит к тому, кто был проклят. Если он заслуживает проклятия, оно поражает его, а если не заслуживает, оно отскакивает на того, кто произнес проклятие и поражает его»[3].

Что касается хукма о проклятии, то он рассматривается следующим образом:

1) Допустимо, если проклятие направлено не на отдельного человека, а на угнетателей в целом.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

أَلَا لَعْنَةُ اللهِ عَلَى الظَّالِمِينَ

«Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками»[4].

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Разрешено проклинать не определённого человека, а качества»[5].

2) В шариате разрешено проклинать проклятых, таких как Абу Лахаб и Иблис. Ибн Муфлих сказал: «Разрешено проклинать проклятых в Коране и хадисах»[6].

3) Проклятие отдельного мусульманина – харам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проклятие верующего – все равно что убить его»[7].
Имам Навави сказал: «Потому что, если преступник лишает жизни в этом мире, проклинающий лишает благословений будущей жизни и милости Аллаха. Некоторые ученые полагают, что проклятие верующего так же греховно, как убийство человека»[8].

Аль-Баджайрами: «Проклинать отдельного мусульманина – харам. Все мусульмане единодушны в этом мнении»[9].

4) Не следует проклинать человека, даже если он неверующий или грешник. Потому что проклятие лишает божественной благодати. Поэтому не следует человеку проклинать, не зная что будет с ним в последнем моменте его жизни.

Имам Навави сказал: «Человеку не следует проклинать, не зная, что произойдет в конце. Вот почему ученые говорят, что нельзя проклинать человека, независимо мусульманин он или немусульманин. Исключением могут быть такие как Абу Джахль и Иблис, которые, как известно, умерли или умрут из-за неверия»[10].

В связи с этим не разрешается проклинать человека, даже если он мусульманин или исповедует другую религию. 

Отдел шариата и фетвы Духовного управления мусульман Казахстана

[1] Ибн Фарис, «Му’джам макайиси аль-луга», 5/252.

[2] Фатху аль-бари, 1/406.

[3] Передал Абу Дауд.

[4] Сура «Худ», 18-аят.

[5] Аз-Зәэауаджиру ан иктирафи аль-кабайир, 2/96.

[6] Аль-адабу аш-шаргия, 1/277.

[7] Бухари, Муслим.

[8] Шарху Муслим, 16/148-149.

[9] Хашияту алаль аль-Икна, 3/19.

[10] Шарху Муслим, 2/67.

By Редакция

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының Шымкент қаласы бойынша өкілдігі, Шымкент орталық "Halifa Al-Nahaian Aqmeshiti" мешіті. Мекен жайы: ҚР Шымкент қаласы, Темірлан тас жолы, н/з Тел: 8(7252)45-33-38